Самая точная из технологий окружающего звука 5.1, присутствующих
сегодня на рынке. DTS Digital Surround - это система
кодирования-декодирования, предоставляющая шесть (5.1)
20-разрядных звуковых каналов мастер-качества. В процессе
кодирования алгоритм DTS записывает 6 каналов 20-битной
цифровой звуковой информации с варьируемыми битрейтами
768-1500 кбс.
Все DTS звуковые дорожки закодированы со значительно меньшим
сжатием данных, чем Dolby Digital, чтобы получить 6 каналов
превосходного звука, тем не менее, потери при декодировании
никто не в силах обойти.
DTS 96|24 - шестиканальный стандарт с параметрами
от DVD-audio дисков - 24-разрядный звук с частотой дискретизации
96 кГц, что стоит куда выше традиционных 48 кГц и 20 бит
во всех доступных для театра форматах.
Декодер DTS Neo:6 позволяет извлекать до 6 раздельных
каналов с полным диапазоном воспроизводимых частот из
любого 2-канального источника, аналогового или цифрового.
DTS-ES - звуковой формат для кинотеатров, который
включает, помимо 6 каналов обыкновенного DTS, дополнительный
центральный тыловой канал, осуществляющий более точное
распространение звука на тыловой сцене.
DTS Extended Surround Matrix фактически
формат с 5.1 каналами записи, так как данные центрального
тылового канала реализуются матричным кодированием правого
и левого тыловых каналов. Иными словами дополнительный
канал не является дискретным и поэтому DTS-ES (DTS-ES
Matrix) не является истинным 6.1 форматом.
DTS-ES Discrete 6.1 - первый полноценный 6.1 канальный
формат, включающий в себя независимый центральный тыловой
канал, воспроизведение которого может осуществить декодер
DTS-ES Discrete 6.1, в случае его отсутствия, звуковая
дорожка воспринимается как обыкновенный шестиканальный
DTS звук.
Dolby Stereo - система звука для кинотеатра, использует
4 аудио канала и систему подавления шума Dolby для улучшения
качества звука. Некоторые кинотеатры все еще используют
Dolby Stereo сегодня, в то время как оригинал - четырёхканальное
звуковое сопровождение обрело новый вид аналоговой системы
Dolby Surround, схожей по принципу декодирования матричного
сигнала и позиционирующийся, как система домашнего кинотеатра.
Разница заключается лишь в том, что в главных каналах
здесь не используется система шумоподавления.
Одна из первых систем объемного звучания, разработанных
инженерами фирмы Dolby Laboratories. На носителях сохраняется
информация тыловых каналов в закодированном виде, для
ее воспроизведения необходимо дальнейшее декодирование
сигнала. Система Dolby Surround существует в двух
вариантах: упрощенном - Dolby Surround и более совершенном
- Dolby Surround Pro-Logic.
Dolby Digital (AC-3) может содержать 6 дискретных
(независимых) звуковых каналов, является стандартом для
DVD-Video. 5 каналов способны воспроизвести полный частотный
диапазон, слышимый человеческим ухом, 6-ой канал - LFE
(low frequency effects) воспроизводит только басс 3-120
Гц. Дорожка Dolby Digital может состоять меньше чем из
5.1 каналов. К примеру - Digital 1.0 (mono), Dolby Digital
2.0 (stereo).
Формат не является идеальным, и подвержен компрессии (
звук. дорожка закодирована в 448 кбс или в 384 кбс), дабы
уместить все многоканальные прелести на диск.
Последняя версия формата Dolby Digital. Dolby Digital
Surround EX содержит 5.1 каналов плюс дополнительный
матрично закодированный (сигнал берётся с правого и левого
тыловых каналов) задний-тыловой канал. Формат совместим
со всеми системами воспроизведения Dolby Digital и обеспечивает
расширенный "surround effect" только при использовании
соответствующей системы - Surround EX.
Аналоговый формат записи, процессор Dolby Pro-Logic
осуществляет декодирование 4-х каналов (при проигрывании
соответствующе закодированного материала из двух каналов
(правый, левый) выделяет еще два - центральный и тыловой).
Центральный канал предназначен для воспроизведения диалогов.
Для тылового канала используются две колонки, на которые
подается моно сигнал (в ограниченном частотном и динамическом
диапазоне).
Dolby Pro-Logic || - формат для разложения любой
стерео дорожки на 5.1 каналов. Имеет преимущество по сравнению
с 1-ым DP - сигнал на тыловые АС подаётся в стерео и имеют
полный частотный диапазон. Присутствуют вариации для музыки
и фильмов.
HX звуковая спецификация - это не формат такой
как Dolby Digital или Dolby Stereo. Это набор требований,
формирующих спецификацию, которая может быть применена
на аппаратные средства, программное обеспечение и даже
некоторые театры. Разработанная Lucasfilm спецификация
создана для максимальной передачи информации, записанной
звукорежесёром. Существуют спецификации THX Select, Ultra
и Ultra2.
THX Surround EX - является форматом, который имеет
дополнительные левый и правый каналы тылового окружающего
звучания на базе 5.1-канального Dolby Digital звука и
воспроизводит звук через 7.1 каналов.
Super Audio CD появились в сентябре 1999 года.
Форма и размер SACD совпадает с обычным CD, цвет рабочей
поверхности - золотистый. Емкость SACD - в 6 раз больше
обычного CD, кроме звука на них можно записывать текст
и изображения. Частота воспроизведения звука достигла
100 кГц, а четкость сигнала увеличилась в 64 раза. Большинство
SACD являются гибридными (HYBRID) или двуслойными дисками,
которые можно слушать, как на CD проигрывателях (стерео),
так и на SACD проигрывателях. На SACD проигрывателях по
умолчанию включается многоканальный режим.
Для записи дисков используется новейшая технология прямого
цифрового потока DSD (Direct Stream Digital), которая
позволяет воспроизвести натуральный и естественный звук,
при данной технологии максимальная частота сэмплирования
равна 2,8 МГц в секунду (предел восприятия человеческого
уха, за которым разницы уже не чувствуется, находится
на уровне 64 000 сэмплов в секунду - 64 кГц). На SACD
может быть записано 1, 2, 2.1, 3, 4 (3.1, 4.0), 5 или
6 (5.1) каналов. Максимально возможное время записи: до
110 минут. Принцип размещения колонок не отличается от
стандартной схемы 5.1 для DVD-Video. SACD 6+1 не существует.
DVD-Audio - это стандарт хранения аудио данных
(в шести каналах в формате MLP - Meridian Lossless Packing)
на дисках формата DVD. Данные хранятся с параметрами 16
- 24 бит и частотой дискретизации 96 - 192 кГц (96 кГц
- возможен 5.1-канальный звук, 192 кГц - только стерео).
DVD-A диск имеет объем 4.7 Гб. В стандарте DVD-A предусмотрено
использование специальной техники lossless - сжатия аудио
- MLP (Meridian Lossless Packing). Для обеспечения совместимости,
многие диски DVD-A специально оснащены треками в формате
Dolby Digital и DTS, которые легко распознаются проигрывателями
DVD-Video.
Sony Dynamic Digital Sound Не очень распространённый
цифровой формат, как Dolby Digital или DTS, тем не менее
имеющий свою изюминку - 8 независимых каналов (7.1). Система
Sony добавила 2 фронтальных канала - центральный левый/правый.
SDDS использует более высокий уровень цифрового кодирования
или коррекции ошибок, а также оригинальную технологию
снижения шумов, известную как ATRAC.
HDCD (High-Definition Compatible Digital) компакт-диски,
по качеству превосходящие обычные CD. Они кодируются 20
битами реальной музыкальной информации, по сравнению с
16 битами для всех остальных компакт-дисков. HDCD обеспечивает
более динамический диапазон, более сосредоточенную трехмерную
звуковую сцену, и чрезвычайно естественный вокальный и
музыкальный тембр. В случае отсутствия HDCD декодера без
труда воспроизводятся на обыкновенных аудио проигрывателях.
RMS (Root Mean Squared) - среднеквадратичное значение
электрической мощности, ограниченной заданными нелинейными
искажениями.
Мощность замеряется синусоидальным сигналом на частоте
1 кГц при достижении 10 % THD. Она вычисляется, как произведение
среднеквадратичных значений напряжения и тока при эквивалентном
количестве теплоты, создаваемой постоянным током.
В усилителях и акустике этот параметр тоже, по сути, имеет
весьма ограниченное применение - усилитель, который выдает
10% искажений не на максимальной мощности (когда возникает
клиппинг - ограничение амплитуды усиливаемого сигнала
с возникающими специфическими динамическими искажениями),
еще поискать надо. До достижения максимальной мощности
искажения транзисторных усилителей, например, не превышают
зачастую сотых долей процента, а уже выше резко возрастают
(нештатный режим). Многие акустические системы при длительной
работе с таким уровнем искажений уже способны выйти из
строя.
Продолжительная RMS мощность - это спецификация,
сообщающая насколько мощный данный усилитель. RMS мощность
выражается в ваттах. Типичная спецификация усилителя может
быть - 100 watts RMS into 8 ohms from 20Hz-20KHz at 0.1%
THD. Это значит, что усилитель выдаёт 100 ватт RMS мощности
на нагрузку в 8 Ом при частотном диапазоне - от 20 Гц
до 20 кГц (полный диапазон, слышимый человеческим ухом).